Предложение — слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, просьба, совет).
Предложение может состоять из грамматической основы (подлежащее и сказуемое) и второстепенных членов предложения.
Роль второстепенных членов предложения — это пояснение подлежащего и сказуемого или других членов предложения.
Что такое второстепенные члены предложения?
Второстепенные члены предложения — это члены предложения, которые грамматически зависят от других членов предложения, поясняют их и связаны с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.
Виды второстепенных членов
В зависимости от грамматического значения второстепенные члены делятся на:
- определение
- дополнение
- обстоятельство
Определение
1. Определение — это второстепенный член предложения, имеющий общее значение признака, отвечающий на вопросы какой? который? чей? Определение относится к слову с предметным значением.
Например:
- Пушистые облака плыли по голубому небу.
облака (какие?) пушистые
по небу (какому?) голубому
В указанном примере определения (пушистые, по голубому) являются согласованными, так как совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами (облака, по небу).
Определения также могут быть несогласованными, которые связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания.
Несогласованные определения выражаются следующими частями речи и их формами:
- существительным в косвенном падеже с предлогом и без него
приказ (чей?) директора;
кепка (какая?) с козырьком;
платье (какое?) в горошек.
- притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)
его выражение — выражение (чье?) его;
её наглость — наглость (чья?) её;
их проблемы — проблемы (чьи?) их;
- наречием
поступок исподтишка;
борщ по-армянски;
дом напротив;
дорога наискосок.
- формой сравнительной степени прилагательного
кофе покрепче;
девочка постарше;
мальчишка посмелее.
- инфинитивом
возможность отдохнуть;
желание присесть;
время начать.
- нечленимым словосочетанием
девочка пяти лет;
товары повседневного спроса;
дом в шести шагах;
добрейшей души человек.
Дополнение
2. Дополнение — это второстепенный член предложения, принадлежащий к составу сказуемого в предложении, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
Например:
- накормила (кого?) ребенка;
- выпила (чего?) молока;
- добавлю (к чему?) к супу;
- отдам (кому?) дочери.
Дополнение бывает прямым и косвенным.
Прямое дополнение — это дополнение, которое выражено именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.
Например:
- Я устроилась в постели и закрыла глаза.
Закрыла что? — глаза.
«Глаза» — это прямое дополнение, которое выражено существительным в форме винительного падежа без предлога.
Косвенное дополнение – это дополнение, которое выражено существительным или местоимением в косвенных падежах без предлогов и с предлогами.
Например:
- Я увлекаюсь рисованием.
Увлекаюсь чем? — рисованием
«Рисованием» — косвенное дополнение, которое выражено формой творительного падежа существительного.
Обстоятельство
3. Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.
Эта девочка идет сзади (идет где? — сзади).
Дедушка нас навестит завтра (навестит когда? — завтра).
Виды обстоятельства в зависимости от значения:
а) обстоятельство образа действия, которое отвечает на вопросы:
- как?
- каким образом?
Пушистые хлопья снега бесшумно падали на мое лицо (хлопья падали как? — бесшумно).
Шел он лениво, вперевалку (он шел как? — лениво, вперевалку).
б) обстоятельство меры и степени, которое отвечает на вопрос:
- в какой степени?
Солнце едва-едва показалось за горой (показалось в какой степени? — едва-едва).
Сегодня на выступлении ее голос немного дрогнул (дрогнул в какой степени? — немного).
в) обстоятельство места, которое отвечает на вопросы:
- где?
- куда?
- откуда?
Белый снег лежал на подоконнике (лежал где? — на подоконнике).
Мы быстрыми шагами пошли к школе (пошли куда? — к школе).
г) обстоятельство времени, которое отвечает на вопросы:
- когда?
- как долго?
- с каких пор?
- до каких пор?
Сегодня я настроен подготовиться к экзаменам (я настроен подготовиться когда? — сегодня).
Может быть останемся здесь до утра (останемся до каких пор — до утра).
С самого утра погода начала преподносить неприятные сюрпризы (начала преподносить сюрпризы с каких пор — с самого утра).
д) обстоятельство условия, которое отвечает на вопрос:
- при каком условии?
Сядем за стол при наличии большинства (сядем за стол при каком условии? — при наличии большинства).
При желании можно успеть даже к семи (можно успеть при каком условии? — при наличии желании).
Он выполнит это поручение в случае договоренности с поставщиками (он выполнит при каком условии? — в случае договоренности).
е) обстоятельство причины, которое отвечает на вопросы:
- почему?
- отчего?
- по какой причине?
Наша прогулка отменилась из-за дождя (отменилась отчего? — из-за дождя).
Мы переживали, что урожай испортится из-за влажности (испортится почему? — из-за дождя).
ж) обстоятельство цели, которое отвечает на вопросы:
- зачем?
- с какой целью?
- для чего?
Я собирался в школу поговорить с директором (собирался с какой целью? — поговорить с директором).
Для укрепления здоровья следует много времени проводить на свежем воздухе (проводить на свежем воздухе для чего? — для укрепления здоровья).
Я вышла на крыльцо встретить гостей (я вышла с какой целью — встретить).
з) обстоятельство уступки обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы:
- вопреки чему?
- несмотря на что?
Сегодня вопреки моим пессимистичным ожиданиям он приехал.