Второстепенные члены предложения

34

Предложение – слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, просьба, совет).

Предложение может состоять из грамматической основы (подлежащее и сказуемое) и второстепенных членов предложения.

Роль второстепенных членов предложения – это пояснение подлежащего и сказуемого или других членов предложения.

 Что такое второстепенные члены предложения? 

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые грамматически зависят от других членов предложения, поясняют их и связаны с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.

 Виды второстепенных членов 

В зависимости от грамматического значения второстепенные члены делятся на:

  • определение
  • дополнение
  • обстоятельство

 Определение 

1. Определение – это второстепенный член предложения, имеющий общее значение признака, отвечающий на вопросы какой? который? чей? Определение относится к слову с предметным значением.

Например:

  • Пушистые облака плыли по голубому небу.

облака (какие?) пушистые
по небу (какому?) голубому

В указанном примере определения (пушистые, по голубому) являются согласованными, так как совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами (облака, по небу).

Определения также могут быть несогласованными, которые связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания.

Несогласованные определения выражаются следующими частями речи и их формами:

  • существительным в косвенном падеже с предлогом и без него

приказ (чей?) директора;
кепка (какая?) с козырьком;
платье (какое?) в горошек.

  • притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)

его выражение – выражение (чье?) его;
её наглость – наглость (чья?) её;
их проблемы – проблемы (чьи?) их;

  • наречием

поступок исподтишка;
борщ по-армянски;
дом напротив;
дорога наискосок.

  • формой сравнительной степени прилагательного

кофе покрепче;
девочка постарше;
мальчишка посмелее.

  • инфинитивом

возможность отдохнуть;
желание присесть;
время начать.

  • нечленимым словосочетанием

девочка пяти лет;
товары повседневного спроса;
дом в шести шагах;
добрейшей души человек.

 Дополнение 

2. Дополнение – это второстепенный член предложения, принадлежащий к составу сказуемого в предложении, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

Например:

  • накормила (кого?) ребенка;
  • выпила (чего?) молока;
  • добавлю (к чему?) к супу;
  • отдам (кому?) дочери.

Дополнение бывает прямым и косвенным.

Прямое дополнение – это дополнение, которое выражено именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.

Например:

  • Я устроилась в постели и закрыла глаза.

Закрыла что? – глаза.

“Глаза” – это прямое дополнение, которое выражено существительным в форме винительного падежа без предлога.

Косвенное дополнение – это дополнение, которое выражено существительным или местоимением в косвенных падежах без предлогов и с предлогами.

Например:

  • Я увлекаюсь рисованием.

Увлекаюсь чем? – рисованием

“Рисованием” – косвенное дополнение, которое выражено формой творительного падежа существительного.

 Обстоятельство 

3. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.

Эта девочка идет сзади (идет где? – сзади).

Дедушка нас навестит завтра (навестит когда? – завтра).

Виды обстоятельства в зависимости от значения:

а) обстоятельство образа действия, которое отвечает на вопросы:

  •  как? 
  •  каким образом? 

Пушистые хлопья снега бесшумно падали на мое лицо (хлопья падали как? – бесшумно).

Шел он лениво, вперевалку (он шел как? – лениво, вперевалку).

б) обстоятельство меры и степени, которое отвечает на вопрос:

  •  в какой степени? 

Солнце едва-едва показалось за горой (показалось в какой степени? – едва-едва).

Сегодня на выступлении ее голос немного дрогнул (дрогнул в какой степени? – немного).

в) обстоятельство места, которое отвечает на вопросы:

  •  где? 
  •  куда? 
  •  откуда? 

Белый снег лежал на подоконнике (лежал где? – на подоконнике).

Мы быстрыми шагами пошли к школе (пошли куда? – к школе).

г) обстоятельство времени, которое отвечает на вопросы:

  •  когда? 
  •  как долго? 
  •  с каких пор? 
  •  до каких пор? 

Сегодня я настроен подготовиться к экзаменам (я настроен подготовиться когда? – сегодня).

Может быть останемся здесь до утра (останемся до каких пор – до утра).

С самого утра погода начала преподносить неприятные сюрпризы (начала преподносить сюрпризы с каких пор – с самого утра).

д) обстоятельство условия, которое отвечает на вопрос:

  •  при каком условии? 

Сядем за стол при наличии большинства (сядем за стол при каком условии? – при наличии большинства).

При желании можно успеть даже к семи (можно успеть при каком условии? – при наличии желании).

Он выполнит это поручение в случае договоренности с поставщиками (он выполнит при каком условии? – в случае договоренности).

е) обстоятельство причины, которое отвечает на вопросы:

  •  почему? 
  •  отчего? 
  •  по какой причине? 

Наша прогулка отменилась из-за дождя (отменилась отчего? – из-за дождя).

Мы переживали, что урожай испортится из-за влажности (испортится почему? – из-за дождя).

ж) обстоятельство цели, которое отвечает на вопросы:

  •  зачем? 
  •  с какой целью? 
  •  для чего? 

Я собирался в школу поговорить с директором (собирался с какой целью? – поговорить с директором).

Для укрепления здоровья следует много времени проводить на свежем воздухе (проводить на свежем воздухе для чего? – для укрепления здоровья).

Я вышла на крыльцо встретить гостей (я вышла с какой целью – встретить).

з) обстоятельство уступки обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы:

  •  вопреки чему? 
  •  несмотря на что? 

Сегодня вопреки моим пессимистичным ожиданиям он приехал.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии